Гангстерская трагикомедия Алексея Балабанова «Жмурки» оказалась стопроцентным попаданием в последний сегмент жанрового цикла, который сам Балабанов и открыл в свое время. После фольклорного «Брата», эпической «Бригады» и трагедийного «Бумера» пришла комедия, черная и разухабистая, как БМВ, на которой гоняет обаятельная парочка главных героев, задумчиво постреливая во все, что не так пошевелилось.
Мне понравился основной
нравственный посыл этой ленты.
Кот Бублик
Прочитал список
задействованных актеров - мигом
пропотел.
Камрад Гоблин
Сразу две крупнейшие
супердержавы - Россия и США
включились в борьбу за право первыми
представить
своим зрителям новую беспредельную
комедию Алексея Балабанова.
Новость с официального сайта
Да я его порву, как Тузик
грелку.
Россия.
Нижний Новгород. Начало девяностых
годов прошлого века - эпоха бандитского
беспредела, стрелок, разборок, шестерок
и авторитетов, точнее, эпоха, когда все
эти прекрасные мужчины активно делали
карьеры, оканчивающиеся или в гробу, или
в депутатском кресле.
Главный авторитет в городе - некий Михалыч (Никита Михалков): колоритнейший персонаж с низким лбом, пышными усами и татуировкой "СССР" на широкой авторитетной груди. Михалыч контролирует все незаконные перемещения наркотиков в городе, а законные перемещения быстро делает незаконными. В подручных у Михалыча - две шестерки: Сергей (Алексей Панин) и Саймон (Дмитрий Дюжев). Сергей - вялый молодой человек с вечной папочкой под мышкой, обладающий, однако, задатками руководителя тупых животных. Саймон - тупое животное, обладающий, однако, способностью выполнять приказания Сергея и довольно метко стреляющий с двух рук, что в их профессии - весьма полезное качество.
Шестерки
только что провалили маленькое, но
ответственное задание Михалыча: взять
под его, михалычевскую, крышу некоего
Доктора (Алексей Серебряков) - вольного
химика, который в своей подпольной
лаборатории изготавливал белый порошок,
весьма ценимый определенными слоями
населения. Доктор оказался
беспредельщиком (конечно, на взгляд
бандитов) - в том смысле, что назвал
самого Михалыча желтым земляным
червяком и даже человеком с повышенным
метеоризмом, в результате чего так
разгорячился, что умер. А пацанам
пришлось возвращаться к Михалычу
несолоно хлебавши, притащив под мышкой
коробочку с белым порошком, который они
хлебнуть не решились.
И
тогда Михалыч решил дать им последнее задание: поехать к адвокату (Дмитрий
Певцов), обменять там чемоданчик денег на чемоданчик - опять-таки - с белым
порошочком, после чего доставить этот порошок ему, Михалычу.
Казалось
бы - все просто! Ан нет! В это дело различными путями оказались вовлечены
следующие прекрасные мужчины: некий Корон (Сергей Маковецкий), предводитель
банды из трех преступных элементов - самого Корона, Балы (Анатолий Журавлев)
и Баклажана (Григорий Сиятвинда) - эфиопа, упорно выдающего себя за русского; вор в законе
по кличке Мозг (Гарик Сукачев) со своими пацанами; а также ведущий очень тонкую,
хотя и опасную игру милиционер Степан (Виктор Сухоруков).
Милиционер
Степан навел на порошок Михалыча банду Корона. А чтобы порошок не достался
Корону, Степан навел на него недолюбливающего Корона Мозга: тот должен разобраться
с Короном и отдать порошок Степану. Что делать с таким количеством порошка
- Степан не знает. Но стать счастливым обладателем этого чуда фармацевтической
промышленности ему хочется. Однако Степан не учел, что неудачливая парочка
Сергея с Саймоном все еще находится во вполне функционирующем состоянии и
у них есть оружие...
***
Очень
странное кино. Точнее, в самом фильме особенно странного ничего нет - подумаешь,
у Балабанова закончились собственные идеи и он решил позаимствовать находки
у товарищей Гая Ритчи и Квентина Тарантино, - а странно то, что впечатление
оно оставляет, скажем так, многослойное. Сразу по окончании просмотра я решил,
что это - полный отстой и дешевка: крайне вторично, временами весьма бездарно
сыграно, а что самое главное - не смешно и просто скучно, несмотря на фантасмагорию
всяких пыток, убийств и разборок. Однако позже в голове все время всплывали
некоторые удачные эпизоды, и тогда в голову приходила мысль о том, что фильм
не так уж и плох, раз что-то запомнилось. Поэтому давайте разбираться с тем,
что же там плохо, а что хорошо...
Некоторые
зрители (и критики) фильм хвалят за то, что он, дескать, выдал весьма четкие
"приметы старины глубокой": мол, в девяностых эти бандиты так и
носились туда-сюда, моча друг друга и случайных зрителей, а потом те, кто
выжили, подались в депутаты. Ах, какой Балабанов молодец, делают они парадоксальный
вывод, что не постеснялся это все показать... С этим не соглашусь. Ну, бандиты.
Ну, отстреливают. Ну, потом кто выжил, стали депутатами. Это что - новое откровение?
Сняли бы лучше фильм о том, как Волга впадает в Каспийское море, - примерно
тот же уровень информации...
Другие зрители восторгаются диалогами и черным юморком - мол, прям-таки Балабанов теперь стал чистый Гай Ритчи, раз так хорошо и с соответствующим колоритом перенес на российскую почву все эти Snatch и "Карты, деньги, два ствола".
Тоже
не соглашусь. Сценарий в общем и целом - вообще никакой. (Его, кстати, написал
футболист Стас Мохначев.) Диалоги как таковые - тоже никак не впечатляют.
(Их как раз писал Балабанов.) Две-три более или менее удачные шутки Балабанов
старательно вставляет примерно через каждые десять минут на протяжении всего
фильма, и это заметно утомляет, ведь, как известно, "повторенье - мать
ученья" относится к чему угодно, но только не к шуткам. Ну и, кроме того,
в фильме присутствует несколько "хохм", которые так просто вызывают
один-единственный вопрос: "А где смеяться-то?" - например, великая
"набожность" Сереги, который долго и истово крестится на каждую
икону и каждую встреченную церковь. То есть оно понятно, что в этом заключается
какой-то определенный юмор, но без слова "лопата" не понятно, где
именно начинать смеяться...
Кастинг...
С кастингом ситуация просто-таки полярная. Заявленный состав актеров был такой,
что я, как и камрад Гоблин, просто ахнул, когда увидел список. Сергей Маковецкий,
Андрей (подчеркиваю) Панин, Андрей Краско, Никита Михалков, Виктор Сухоруков,
Григорий Сиятвинда (кто ходит на спектакли в "Сатирикон", тот поймет)
- блестящие актеры, просто блестящие. Как они сыграли? Отлично сыграли! У
большинства из них были малюсенькие эпизоды (особенно у Андрея Краско), но
даже кратковременные их появления - это был просто праздник.
Никита
Михалков сыграл того самого Михалыча - местного авторитета, помешанного
на своем малолетнем сыне Владике. Как следует из интервью, которые
давал Никита Сергеевич, первоначально в сценарии Михалыч был другой, но
Михалков этого персонажа сам несколько подретушировал, создав образ
эдакого чадолюбивого ("Владик! Мамка заругает!"), юморного ("Ну усе,
карачун тебе, Церетели") и весьма крутого мужичка. Получилось у него
отлично: Михалыч - явное украшение фильма. Вместе с Владиком. Правда, в
этой парочке явно проглядывает большой Крис с маленьким Крисом из
"Карт, денег, двух стволов", однако Михалков в образ своего персонажа
все-таки внес весьма оригинальные черты, так что явным подражанием это
назвать нельзя - вполне оригинальная и своеобразная парочка.
Маковецкий
вполне неплохо сыграл Корона - ну да, явный гротеск, но тем не менее выглядело
прикольно. Сиятвинду сделали чернокожим дитем фестиваля, который в фильме
раз двадцать в ответ на фразу "Ну как у вас там, в Эфиопии?" отвечает:
"Я русский!" - и как следует проявить себя ему не удалось. Сухоруков
сыграл продажного и хитрованного милиционера - сыграл отлично.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь на сайте используя логин и пароль, либо пройдите процесс регистрации, это не займет у вас более 3х минут.